Правительство взяло на особый контроль средства Фонда национального благосостояния

Среда, 30 Августа 2017

Правительство ужесточило контроль за средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые идут на финансирование мегапроектов, например, на строительство железных и автомобильных дорог.

Железнодорожную арку моста через Керченский пролив поставили на фарватерные опоры. РЖД и дорожники главные получатели средств из Фонда национального благосостояния. Фото: официальный информационный сайт строительства Крымского мостаЖелезнодорожную арку моста через Керченский пролив поставили на фарватерные опоры. РЖД и дорожники главные получатели средств из Фонда национального благосостояния. Фото: официальный информационный сайт строительства Крымского моста Железнодорожную арку моста через Керченский пролив поставили на фарватерные опоры. РЖД и дорожники главные получатели средств из Фонда национального благосостояния. Фото: официальный информационный сайт строительства Крымского моста

Часть ФНБ (как и вливающейся в него с февраля следующего года другой "подушки безопасности" - Резервного фонда) входит в международные резервы России. Это высоколиквидные иностранные активы, в частности, зарубежная валюта и монетарное золото. По данным Банка России, объем международных резервов составлял на 18 августа 419,9 миллиарда долларов.

В ФНБ на 1 августа было 4,4 триллиона рублей (74,72 миллиарда долларов). Свыше 800 миллиардов раскассированы по 11 проектам, которые должны помочь перезапустить рост экономики. Теперь минэкономразвития будет проводить плановые и внеплановые проверки строек и направлять сводный доклад в правительство, минфин, Счетную палату и Росфинмониторинг. Ведомство получило статус координатора мониторинга и контроля проектов с участием средств ФНБ. Постановление правительства об этом подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Основным получателем средств ФНБ являются "РЖД".

За "РЖД" зарезервированы деньги на закупку локомотивов (60 миллиардов рублей), модернизацию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (150 миллиардов), развитие восточной части БАМа (7,5 миллиарда), а также железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада (22 миллиарда) и Азово-Черноморского бассейна (10,3).

Еще 150 миллиардов рублей выделено Росавтодору на строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), столько же - на сооружение АЭС "Ханхикиви-1" в Финляндии.

Остальные крупные проекты с поддержкой из ФНБ предусматривают освоение Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения ("Ямал СПГ", 150 миллиардов рублей), строительство Западно-Сибирского нефтехимического комбината (157,5 миллиарда), сооружение железной дороги в Тыву и угольного портового терминала на Дальнем Востоке (86,9 миллиарда), ликвидацию цифрового неравенства в малонаселенных пунктах (27 миллиардов), строительство "интеллектуальных сетей" (1,1 миллиарда).

Ранее Счетная палата неоднократно предъявляла претензии к начатым проектам, отмечая срыв сроков, проблемы с привлечением средств частных инвесторов, перевод полученных от Фонда национального благосостояния денег на депозиты (что, однако, не мешало выделению новых траншей) и расходование процентных доходов на цели, не связанные с этими проектами. Теперь минэкономразвития сможет инициировать решение о прекращении финансирования проекта, если выяснится, что деньги расходуются нецелевым образом. Например, лежат на депозите в банке.

Теперь доля средств фонда в объеме проекта может превышать 40 процентов (но не более 80), но за эти дополнительные деньги должен быть предоставлен надежный залог. Это расширяет возможности привлечения инвесторов и при этом обеспечивает сохранность средств ФНБ. Новые правила контроля проектов с привлечением средств ФНБ развивают и уточняют прежние с учетом накопленного опыта. Возможность реализации новых проектов с привлечением средств Фонд национального благосостояния сохраняется, поскольку установлено, что на эти цели может быть использовано до 60 процентов фонда, отмечает Евсей Гурвич.

Однако пока неясно, будут ли разморожены те средства фонда, которые зарезервированы под новые самоокупаемые инфраструктурные проекты. Закон о слиянии ФНБ и Резервного фонда предусматривает приостановку инвестиций из Фонда национального благосостояния в проекты, начатые после 1 января 2018 года. "Заморозка" должна действовать, пока средства ФНБ не достигнут 7 процентов ВВП (сейчас - 4,8). "Это уже повод задуматься об эффективности трат из ФНБ, - отмечает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. - Раз государство вложило деньги, оно вправе требовать полного раскрытия информации от компаний, чьи проектные облигации выкупаются за счет средств фонда. Опыт олимпийских строек, по которым до сих пор идут судебные тяжбы, говорит о том, что надо взыскательнее смотреть на исполнение крупных проектов".

Немаловажно и то, что в новых правилах мониторинга и контроля за исполнением проектов, на которые привлекаются средства Фонда национального благосостояния, прописаны и полномочия кредитных организаций, участвующих в их финансировании, говорит Никита Масленников.

Источник