Строительство первого этапа Восточного обхода, реализуемое компанией «Сибмост», вошло в топ 5 по версии газеты «Коммерсант» драйверов экономического роста Новосибирской области

Пятница, 22 Декабря 2017

Восточный обход НовосибирскРегионы Сибири подвели инвестиционные итоги уходящего года — „Ъ“ составил топ-5 главных проектов. Драйверы экономического роста не изменились: по-прежнему высоко влияние сельскохозяйственной и нефтегазовой отраслей. Эксперты считают, что развитие проектов в агропромышленном комплексе напрямую связано с влиянием санкций и ощутимым падением объемов импортных продуктов, а в нефтеперерабатывающем — с инвестиционными традициями конкретной территории.

Итоговые значения

По данным Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, из девяти регионов Сибирского федерального округа только три показали положительную динамику: Алтайский край (29-е место в 2017 году, +20 позиций к 2016 году), Новосибирская область (27-е место в 2017 году, +19 позиций) и Республика Алтай (49-е место в 2017 году, плюс одна строчка). Меньше всего в рейтинге пошатнулись позиции Омской области (66-е место в 2017 году, минус две строчки), Красноярского края (44-е место в 2017 году против 40-го в 2016 году), Иркутская область также потеряла четыре позиции (в 2017 году — 80-е место, в 2016 году — 76-е место). Сильнее всего в рейтинге упали Республика Хакасия (69-е место в 2017 году, –10 позиций) и Томская область (24-е место в 2017 году против 12-го в 2016 году).

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов РФ, наибольшее количество территорий страны (33 из 85) входят в категорию «средняя инвестиционная привлекательность» (группы IC4, IC5 и IC6) — Новосибирская область (IC4 — позиции в рейтинге повышены в 2017 году в сравнении с 2016 годом), Томская область (IC4 — позиции в рейтинге понижены), Красноярский край (IC4 — позиции в рейтинге повышены). Авторы исследования отмечают, что «количество регионов в „средней“ категории в 2017 году сократилось, что подтверждает обозначенную в прошлогоднем рейтинге тенденцию „поляризации“ территорий: усиливаются позиции успешных регионов и еще больше снижаются позиции аутсайдеров».

В категорию «умеренная инвестиционная привлекательность» (IC7, IC8, IC9) включены в общей сложности 27 регионов, среди них Омская область (IC7 — результат в 2017 году к 2016 году понижен), Кемеровская область (IC7 — повышен), Алтайский край (IC7 — повышен), Республика Алтай (IC7 — повышен). В категорию «высокая инвестиционная привлекательность» не вошел ни один из сибирских регионов.

Тренды

Как показала региональная статистика, чаще всего инвесторы в 2017 году инвестировали в агропромышленный комплекс и перерабатывающую промышленность, в частности, в сфере переработки нефтепродуктов. «Сохранение стабильных цен на нефтепродукты оживило инвестиционную активность в этом секторе, где в предыдущие годы компании предпочитали сокращать или полностью сворачивать инвестпрограммы в „нефтегазе“. Сейчас же стабильная ситуация на рынке и ожидание стабильности как минимум на протяжении 2018 года оживили интерес компаний к проектам в этом секторе,— комментирует старший аналитик инвестиционной компании „Фридом финанс“ Богдан Зварич.— Что же касается АПК, то здесь все еще лучше. Сектор на фоне санкций и программы продуктовой безопасности страны получил мощный толчок к развитию. И в регионах, где есть потенциал для роста экономики, началось активное инвестирование в соответствующие проекты». Реализация масштабных федеральных программ в регионах продолжится, уверен господин Зварич, поскольку для притока инвестиций необходимо развитие инфраструктуры.

«Другие отрасли также находятся в стадии существенных изменений, однако пока этого недостаточно, чтобы потеснить сельхозпроекты и проекты в сфере нефтепереработки с лидирующих позиций. Вполне возможно, что в ближайшие два года парадигма развития регионов действительно претерпит существенные изменения. И если в нефтегазе можно ожидать некоторой стагнации, то развитие АПК будет и дальше идти опережающими темпами, так же как и реализация инфраструктурных проектов»,— прогнозирует эксперт.

Новосибирская область: транспорт и АПК

• В р.п. Коченево Новосибирской области открыли завод по производству битума мощностью 80 тыс. т. Совокупный объем инвестиций — более 7,8 млрд руб. Проект технического перевооружения малотоннажного опытно-промышленного производства по переработке углеводородного сырья в Коченево в 2012 году получил господдержку правительства Новосибирской области в размере 330,8 млн руб. Дальнейшее развитие производства предусматривает внедрение в 2018 году технологий получения моторных топлив, соответствующих экологическим требованиям. К 2020 году на Коченевском НПЗ планируется запустить производство высокооктанового бензина. Общий объем инвестиций в НПЗ оценивается в 9,3 млрд руб.

• Аэропорт Толмачево приступил к капитальной реконструкции терминала внутренних воздушных линий и формированию единого терминала для пассажиров внутренних и международных воздушных линий. Ожидается, что после реконструкции площадь аэровокзального комплекса увеличится до 95 тыс. кв. м с сегодняшних 53 тыс. кв. м. Реализовать этот проект руководство Толмачево рассчитывает до 2022 года. В конце 2016 года сообщалось, что инвестиции в проект, предположительно, составят около 2 млрд руб.

• ООО «ТК „Толмачевский“» привлекло кредит банка ВТБ на строительство второй очереди тепличного блока площадью 8,4 га по производству овощей. Сумма кредита составила 1,4 млрд руб. По словам гендиректора ООО «Тепличный комбинат „Толмачевский“» Андрея Березова, завершить строительство второй очереди и получить первый урожай планируется в декабре 2018 года. Напомним, в 2016 году была введена первая очередь проекта. ВТБ предоставил предприятию кредит в размере 1,4 млрд руб. В 2017 году объем реализованной продукции составил 7,9 тыс. т. Общая площадь комплекса с вводом обеих очередей составит более 17,2 га, а общий объем производства овощной продукции — 15 тыс. т в год.

• В Новосибирске началось возведение объектов инфраструктуры логопарка «Восточный»: строительство дорог, ЛЭП. Основные строительные работы начнутся в 2018 году. Проект реализуется на площадке 40 га в районе Северного обхода. Выход логопарка на проектную мощность планируется в 2021 году. Стоимость проекта составляет более 900 млн руб. — средства компаний-резидентов: «Альянстрансторг», «Байт-транзит-континент», «Ин­тер­мост логистика», «Магистраль», «Ратэк» и «Сибирь контейнер». Проект логопарка предусматривает строительство

49 тыс. кв. м складов, 8,8 га контейнерных площадок, гаражей, мест отстоя грузовых автомобилей, а также офисных помещений.

• В 2017 году на строительство первого этапа Восточного обхода выделено из федерального бюджета 600 млн руб. Объем работ, выполненных генподрядной организацией ОАО «Сибмост», — 172 млн руб. Срок ввода в эксплуатацию первого этапа Восточного обхода протяженностью 20 км — 2020 год.

Полный обзор доступен на сайте издания